Дело, Киев,
14 июля 2008 г.
Игорь Яковенко: На внедрение страховой медицины уйдет минимум два-три года 1080 просмотров
Заместитель министра здравоохранения Игорь Яковенко рассказал, что на систему обязательного медицинского страхования потребуется около 30 миллиардов гривен в год.
Последние полгода вы вплотную занимаетесь созданием концепции обязательного медицинского страхования (ОМС). Она уже готова? Концепция-то готова. Но к внедрению ОМС не готова медицина. Без реформирования системы здравоохранения, если мы и введем обязательное медицинское страхование, то вскоре сами его и отменим. Такие прецеденты были в других странах.
И что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Для начала медицинские учреждения необходимо реорганизовать в коммерческие предприятия с нормальным балансом, с ответственностью за управление ресурсами. Необходимо также наладить технологию лечения — в медицине технологичный процесс выражен в стандартах и протоколах, но в Украине пока нет утвержденной системы стандартов. Кроме того, нужно создать единый перечень цен и тарифов, стоимостный эквивалент продукта, в данном случае медицинской услуги.
Какую модель ОМС вы предлагаете в своей концепции: будет единый государственный фонд медицинского страхования или платежи будут напрямую поступать страховым компаниям? В мире существует множество моделей обязательного медицинского страхования. Например, в Эстонии, Молдове и Польше работает централизованный фонд, который аккумулирует страховые ресурсы и оплачивает медицинские услуги. Но такой вариант Украине не подходит, так как централизованный фонд эффективен в небольших странах, где обороты у такого фонда сравнительно невелики. При наших же масштабах, а это ежегодно около 11 миллионов случаев заболеваний в стационаре и более 500 миллионов посещений первичного уровня, даже теоретически сложно себе представить работу фонда с таким количеством больных и врачей. Тем более сложно будет уследить за расходованием средств, а ведь здесь нужен очень серьезный контроль, поскольку такой фонд — это большой мешок с деньгами, и у кого-то обязательно возникнет соблазн его потрясти.
Много средств может собраться в таком «мешке»? Ежегодно нужно около 30 миллиардов гривен. Источники его наполнения могут быть разными — взносы предприятий, отчисления из бюджета.
И что же предлагаете вы? Отдать все деньги не фонду, а страховым компаниям? Нет. Хотя в мире и существует практика, когда страховщики выступают посредниками в медстраховании. Они умеют контролировать денежные потоки, так как сами заинтересованы в том, чтобы все было честно. Однако я не сторонник любой резко полярной модели ОМС в Украине, в том числе и этой.
Почему? Считаете, что наши страховщики не справятся? Сегодня больше ста компаний в Украине имеют лицензию на медицинское страхование. Но у большинства из них не развиты филиальные сети, нет ни специализированной ассистирующей компании, ни четко налаженных отношений с медучреждениями.
Что они будут делать с теми больными, которые нуждаются в помощи там, где у страховщика нет своих филиалов? Кроме того, страховая компания должна иметь серьезную финансовую основу. Представьте, вдруг резко не повезет и пойдет «вал» страховых случаев, сопряженных с большими выплатами? Что будет делать страховщик? Банкротиться? А как же люди, которым срочно нужна медицинская помощь? Это ведь не автострахование — здесь с оплатой тянуть нельзя.
Хорошо, а как эту проблему решают за рубежом? Мировая практика говорит о том, что страховщикам, которые занимаются ОМС, необходима специализация. Если компания вчера застраховала тепловоз, который сегодня сошел с рельсов, и требуются огромные выплаты, то с чего она будет платить больным? Сказать клиентам, чтобы временно не болели? Абсурд. В Украине нет специализированных страховых компаний, которые бы занимались только медицинским страхованием. Поэтому мы предлагаем их создать. В своей концепции мы предусматриваем два типа компаний, задействованных в системе ОМС — лайфовые и специализированные.
Получается, вы усложняете доступ к ОМС рисковым страховщикам. Ведь у них будет только два пути: или создавать новую страховую компанию, что как минимум обойдется в несколько миллионов евро, или же уходить с рынка рискового страхования и заниматься только ОМС… Ну, почему же? В системе смогут работать и действующие рисковые компании, но только после того как пройдут адаптацию — если сейчас все наши страховщики с лицензией на медстрахование кинутся страховать граждан по ОМС, мы получим новые трасты. Поэтому наша концепция и предлагает страховщикам период адаптации.
В чем он выражается? В том, что страховые компании будут вовлекаться в систему ОМС постепенно. Кроме того, мы предлагаем допустить к участию в системе и больничные кассы (общественные организации, которые создаются для обеспечения дополнительной медицинской помощи. Финансируются за счет членских взносов. — «ДЕЛО»). Этому, кстати, не очень рады страховщики. Но такая практика в Украине уже существует не первый год. Житомир, Одесса, Харьков, Мариуполь — далеко не все города, где с успехом используются больничные кассы. Поэтому их нельзя «отфутболить»…
Что же получается: для распределения средств на ОМС централизованный фонд не подходит, а страховщики еще «не доросли» до нужного уровня… Как же тогда будет работать система обязательного медицинского страхования? Участником нашей системы ОМС должна стать государственная структура — Агентство. На первом этапе оно будет играть роль государственного гаранта того, что идея медстрахования не провалится. То есть, если человек не верит страховым компаниям, то он может застраховаться в Агентстве, а если верит — у страховщика. Мы не намерены насильно загонять все население ни в Агентство, ни в страховые компании, ни еще куда-нибудь...
Агентство будет действовать постоянно? Мы потом уберем его коммерческие функции, которые перейдут в Медицинское страховое бюро. Это будет негосударственная организация, некое объединение страховщиков с определенными регуляторными функциями. Что-то наподобие Моторно-транспортного страхового бюро Украины.
А разве нельзя сразу вместо государственного Агентства «включить» в систему Медицинское страховое бюро? Можно и сразу. Но Бюро тоже должно пройти свой путь роста, оно не сможет сразу же выступать гарантом выплат в случае возникновения финансовых трудностей у страховых компаний.
Почему? Ему нужно будет создать огромные гарантийные фонды, которые будут формироваться за счет взносов страховщиков-членов Бюро. Здесь возникает вопрос: кто сможет в него войти? Представители рынка считают, что в Медицинское страховое бюро должны войти те компании, которые внесут 1 миллион евро. Но эти гарантии ничтожны в системе, где речь идет о миллиардах! Более того, кто сегодня может внести 1 миллион евро? Несколько компаний-лидеров рынка. Но и эти 20-30 миллионов евро не смогут полностью обеспечить финансовые гарантии. Значит, нужно будет повышать взносы. В таком случае стать членом Бюро смогут еще меньше компаний. В итоге мы окольными путями придем к единому централизованному фонду, но только без всяких государственных гарантий. Бюро превратится в клуб, состоящий из нескольких страховщиков, в некоего монополиста, распределяющего большие потоки денежных средств в системе ОМС. Понаучному это называется олигополия.
Вы говорили, что на обязательное медстрахование ежегодно потребуется около 30 миллиардов гривен. Как разделятся средства между участниками системы ОМС? Как люди выберут. Я думаю, мы не сможем стартовать с 30 миллиардов гривен, сначала не будет таких ресурсов. Начинать нужно с 10 миллиардов. Допустим, часть этих денег пойдет на авансирование медицины — на предоплату медицинских услуг, заработную плату медработникам, модернизацию оборудования и так далее. Кто будет распределять остальные средства — будут решать люди, выбирая либо страховщика, либо Агентство. Кстати, в вашей концепции предлагается авансировать систему здравоохранения на 60%. Страховщики этой нормой возмущены, мол, это похоже на происходящее сейчас: государство выделяет медучреждениям деньги, которые уходят «в песок»… Но если не авансировать больницу, то деньги она будет получать, только после того как пролечит больного. А медучреждение, как и любое другое предприятие, нуждается в оборотных средствах — чтобы лечить, платить зарплату, налоги, «коммуналку». Какой путь останется больнице, если лишить ее аванса? Брать кредит в банке! Тогда страховщики должны понимать, что проценты по кредиту лечебное учреждение включит в стоимость услуг и ровно на эту же сумму увеличатся страховые выплаты. Я бы хотел спросить «возмущенных» страховщиков: готовы ли они платить на 20% больше?
Но зачем такой большой аванс? Рынок в своей концепции предлагает 25%… Я не говорю, что предложенные нами 60% — это окончательный вариант. Но без авансирования медицину оставить нельзя. В той же Молдове, где обязательное медстрахование ввели еще в 2004 году, медицину до сих пор авансируют на 70-80%. Госфинуслуг уже разработала свою концепцию развития системы ОМС, которая в основном базируется на предложениях Минздрава. Сейчас эта концепция находится на согласовании в министерствах и ведомствах.
Если ее согласуют, тогда что? Мы, то есть Минздрав, Госфинуслуг и рынок, начинаем совместно готовить законопроект по обязательному медстрахованию. И только после принятия этого закона можно будет говорить о внедрении страховой медицины.
И сколько на это все уйдет времени? По самым оптимистичным прогнозам, на внедрение ОМС уйдет минимум два-три года. Но проблема сейчас не в этом. Суета страховщиков вокруг концепции играет на руку тем, кто лоббирует совсем другой подход внедрения ОМС в Украине — посредством единого фонда — и кто имеет серьезную поддержку со стороны многих депутатов, медработников, которые пока еще не расположены к страховым компаниям. И если будет принят такой подход, страховщикам придется забыть об участии в системе ОМС на долгие годы.
Татьяна ПАВЛЮЧЕНКО, «Дело»
Вся пресса за 14 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|